Путь «Север-Юг», развитие торговли и не только.

Как переговоры Путина и Алиева повлияют на будущее России

Президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев провели переговоры в резиденции «Загульба» в пригороде Баку. Они обсудили много важных тем и заключили соглашения. Что эта встреча значит для нашей страны и международного сообщества, как она повлияет на обстановку на Южном Кавказе, разбирался ОТР.

О чем говорили Путин и Алиев

Лидеры обсудили торгово-экономические связи и наметили множество сфер для совместной работы. В список вошли энергетика, транспорт, логистика, легкая промышленность и не только. Владимир Путин напомнил, что торговый оборот между Россией и Азербайджаном составляет четыре миллиарда долларов в год. По мнению президента, это хороший показатель, но еще есть куда расти. Алиев отметил, что Азербайджан видит позитивную динамику в сотрудничестве с РФ и хочет еще больше укрепить партнерство в разных сферах.

Урегулирование территориальных споров между Арменией и Азербайджаном — еще одна из центральных тем переговоров. Путин сказал, что известит армянского премьера Никола Пашиняна об итогах встречи. Российский лидер добавил, что уверен в желании Азербайджана прийти к мирному разрешению ситуации, ведь мир на Южном Кавказе соответствует интересам всех народов в регионе.

Владимир Путин подчеркнул, что Россия готова расширять взаимодействие по развитию русского языка в Азербайджане. По его словам, сейчас в стране действуют 300 школ, в которых учат русскому, как и в филиалах многих институтов. Наша страна придает большое значение вниманию Азербайджана к развитию этой сферы.

Во время второго этапа переговоров с участием расширенных делегаций были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере здравоохранения, образования и пищевой безопасности. Представители России и Азербайджана обсудили создание совместного университета. А еще на встрече заключили меморандум по низкоуглеродному развитию, оба лидера поддержали идею проведения международных форумов. Кроме того, Путин и Алиев выразили мнение, что законодательные органы двух стран должны теснее сотрудничать.

Важной темой встречи стал и транспортерный коридор «Север-Юг». Владимир Путин обратил внимание, что реализация железнодорожной и автомобильной частей проекта принесет выгоду как России, так и Азербайджану.

«Это позволит нам выйти к берегам Индийского океана и использовать эти маршруты для взаимной выгоды, к взаимному интересу», — пояснил президент.

Следующая официальная встреча лидеров двух стран, вероятно, состоится в октябре. В этом месяце в Москве пройдет заседание Совета глав государств СНГ, куда Путин пригласил Алиева.

Чем переговоры Путина и Алиева важны для России

На переговорах стороны подняли множество важных тем: например, сотрудничества с Азербайджаном и даже конкретно с семьей Алиевых, рассказал ОТР политолог, директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин.

«Там есть куча вопросов, от безопасности до завершения армяно-азербайджанского конфликта, который длится с подачи Горбачева уже более 40 лет, и заканчивая вопросами экономического сотрудничества», — отметил эксперт.

У России и Азербайджана немало совместных планов: строительство танкера, торговля нефтью, прокладка железнодорожного пути. При этом Алиев, как и его семья, тесными узами связан с нашей страной, поэтому она ему не безразлична, обратил внимание политолог.

«У нас нормальное сотрудничество идет, и перспективы этого сотрудничества очень большие. Вообще поворот России <…> в сторону бывших советских республик очень перспективен. В этом смысле ресурсы и резервы огромны», — высказался собеседник ОТР.

Сложно найти область, в которой Россия и Азербайджан еще не наладили бы партнерство. Например, сейчас активно развивают сотрудничество в области медицины и образования.

«Это не только единственная бывшая советская республика, где русский язык остался в качестве обязательного, но еще там есть филиалы, в том числе МГИМО. Кстати, МГИМО Алиев не только заканчивал, но и потом работал там, как и его дочь. Поэтому здесь очень много всего есть, что держит и позволяет развиваться отношениям», — продолжил Подберезкин.

Россия всегда была стабилизирующим фактором на Южном Кавказе. Но Азербайджан вряд ли заинтересован в посредниках в вопросе карабахского конфликта, выразил мнение политолог. Армения уже оказалась проигравшей стороной, констатировал он.

«Армения сейчас ориентируется на Европу, и, боюсь, ее нынешнее политическое руководство распрощается и с Россией, и с ОДКБ, и с экономическим проектами. Потому что нынешнее руководство Армении будет стремиться максимально европеизироваться, то есть завязаться на Евросоюзе», — спрогнозировал Алексей Подберезкин.

У самой же России мало интересов в Армении, поэтому можно только гадать, к чему приведет выбранный этой страной курс. Политолог считает, что речь идет об очередной попытке обойтись без нашего государства. А Россия ценит отношения с любыми своими партнерами, ведь главный приоритет в стратегии западной коалиции в том, чтобы ограничить страну в экономических связях.

«В западную коалицию вошли многие страны, которые по сути дела были вынуждены подчиниться Соединенным Штатам. Поэтому Россия заинтересована в сохранении и развитии любых контактов с государствами, которые могут игнорировать западное давление», — заключил специалист.

Транспортный коридор «Север-Юг»

В числе тем, которые поднимали Путин и Алиев, была и реализация проекта «Север-Юг». Создание Южного транспортного коридора стратегически важно не только для России, но и других стран. Товарооборот с Индией, Ираном и государствами Персидского залива постоянно растет. Это порождает необходимость в более коротких и дешевых путях доставки, которые не зависят от Запада, объяснил ОТР профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.

«Это давно обсуждается и в настоящее время переходит в практическую плоскость . Очевидно, что для нашей страны и Ирана он (транспортный коридор — прим. ред.) необходим в целях преодоления барьеров, наложенных в результате действия экономических санкций. Однако и после снятие санкций, что, безусловно, когда-то произойдет, транспортный коридор “Север-Юг” через Каспий и прикаспийские государства будет самым коротким и быстрым логистическим маршрутом», — пояснил Костиков.

Он сделал вывод, что важнейшая цель построения нового коридора — это углубление сотрудничества России и Азербайджана по созданию транспортной инфраструктуры. Сюда входит строительство автомобильных и железных дорог, портов по перевалке грузов.

По словам президента Азербайджана, нарастить транспортировку грузов с помощью коридора «Север-Юг» планируется с 15 до 30 миллионов тонн. Но Костиков считает, что это не предел: по мере развития мультитранспортного логистического коридора и после снятия санкций товарооборот может вырасти на порядок. 

«Развитие логистического коридора одновременно будет способствовать и экономическому росту, и развитию новых отраслей промышленности всех государств-участников», — подытожил собеседник ОТР.

Источник